Задаваясь вечным вопросом

Задаваясь вечным вопросомЗадаваясь вечным вопросом, что такое поселение, город и т. д., Барановский показывал объективное отсутствие в России общепринятого определения этого понятия. Еще в Наказе 1776 года императрица Екатерина 11 писала: «Всем городам нужно иметь одинаковый закон, который бы определил, что есть город, кто в оном почитается жителем и кто составляет общество того города» Этот вопрос оставался актуальным и в начале ХХ века, а потому уяснение специфики именно городской жизни, размышления о преимуществах города или деревни составляли важное звено в трудах теоретиков градостроительства того времени, содержательной сутью идеи городов-садов, будоражившей в то время мировую архитектурную общественность. Среди задач, требовавших безотлагательного решения в России, Барановский выделял проблему перенаселенности больших городов и особенно столиц — Москвы (2 млн. жителей) и С.-Петербурга (3 млн. жителей). Основной причиной их безудержного роста он не без основания считал нестерпимые жилищные условия в малых городах: «Широчайшие улицы и площади, пыльные, грязные, непроходимые, бесконечные покосившиеся заборы, местами чахлые садики, необъятные пустыри; полное отсутствие удобств и какого-либо санитарного оборудования; печать запустения на всем. Монументальные сооружения: тюрьма и здание полицейского управления. Один-два особняка местных богачей еще больше оттеняют безнадежный вид города. Не лучше и жилище обывателя с его вонючими дворами и задворками» Остановить стихийный рост столиц, улучшить жизнь в малых городах России можно было, по его мнению, посредством планомерного общего переустройства поселений по «заранее составленным и тщательно обдуманным для каждого из них проектам», включающим весь комплекс градостроительных вопросов. Какие же практические проблемы, направленные на достижение этой цели, должно бьло решить законодательство, с точки зрения Барановского?

Прежде всего оно должно бьло не препятствовать, а, напротив, способствовать превращению городов в художественно значимое и целесообразно функционирующее целое — видимый знак культуры народа, его духовного и нравственного здоровья. Предлагая рассматривать каждое поселение «как единый организм»8, он разделил будущее строительное уложение9 на три части. В первой должны были быть объединены все основные требования к благоустройству поселений, в свою очередь, подразделенные на 2 раздела10: 1) о регулировании земель поселения; 2) о регулировании застройки поселения. Считая, что существовавшее в России законодательство до сих пор с грехом пополам справлялось лишь с регулированием застройки, Барановский полагал, что необходимо значительно ограничить права городского собственника на землю, чтобы при необходимости иметь возможность радикально реконструировать городскую застройку. Такие законоположения и должны составить существо вводимого им раздела «О регулировании земель». Вторая часть «уложения» должна бьла содержать технические правила, третья — основы строительного управления. Отмечая тенденцию к усилению роли общественного управления в жизни города, наметившуюся еще во второй половине XIX века, он почти пророчески предполагал, что выборный совет, выборная управа — наиболее вероятные органы этого будущего управления Эти органы и могли бы, по его мнению, утверждать все проекты благоустройства и градостроительного планирования на местах. «Ибо одно только общественное управление ответственно за благоустройство своего поселения и оно одно может авторитетно судить о том, исполнит ли предполагаемое в данном месте здание свое назначение, не принесет ли вреда, не нарушит ли интересов поселения, не обезобразит ли его, украсит ли его, не увеличит ли пожарную опасность, не отравит ли воду в реках и каналах, не испортит ли водостоки, не вызовет ли скопление народа, стесненное для всех обывателей и т. П.» 12

Добавить комментарий