В альбоме Тона
В альбоме Тона 1838 года, как и в альбоме 1824 года архитекторов Михайлова и Шарлеманя, представлен только один самостоятельный проект колокольни, а именно возведенной в 1839 году в Москве по его проекту новой колокольни Симонова монастыря. Здесь программность созданного Тоном выступает с особенной очевидностью. Архитектор возрождает тип многоярусной столпообразной колокольни, обращаясь к весьма почитавшимся в России и претендовавшим на выражение ее исторического предназначения образцам (колокольне Ивана Великого, колокольням Новоиерусалимского, Иосифо-Волоколамского и Новодевичьего монастырей). Именно этот тип колокольни, разработанной Тоном для конкретного московского монастыря и помещенный в альбом образцовых проектов, почти на столетие превратится в наиболее употребительный и потому господствующий в силуэте множества городских, сельских и монастырских ансамблей и панорам элемент. Наконец, нельзя не обратить внимания на еще одну стилевую особенность помещенных в альбоме Тона проектов. С его изданием в общее употребление входил не только русский стиль. В собрание образцовых проектов православных храмов был включен проект протестантского храма, выполненный в романском стиле. Это проект евангелической церкви для Новгорода. Иными словами, одновременно со стилем православных пересматривается стиль инославных храмов.
Стиль храма превращается в знак принадлежности к определенной религии и предполагает обращение к определенной архитектурной традиции. Образцовый проект Тона бьш первым в России, обозначившим изменение наряду с православными стиля инославных храмов — католических и протестантских. Именно в романском стиле будут в середине XIX — начале ХХ века строиться и в России, и в Европе храмы всех разновидностей протестантизма. В частности, церковь Петра и Павла, сооруженная по проекту архитектора А. П. Брюллова в романском стиле (1832 год), стала первым неклассическим зданием Невского проспекта в Петербурге.
С того же времени и в России при строительстве католических костелов начинают обращаться к готике. Россия следует примеру Европы. Возрождение традиций средневековья в архитектуре — не локальное, а общеевропейское явление. Россия движется по общему пути и даже не входит в число пионеров. Русский стиль возникает местная разновидность движения за возрождение средневекового наследия, наиболее широко и последовательно выразившего себя в культовом зодчестве. Шесть лет спустя после первого, в 1844 году, вышел из печати второй альбом или, точнее, второе, дополненное издание альбома образцовых церквей Тона. В соответствии с определенно выраженным желанием Синода иметь проекты небольших каменных и деревянных храмов, потребность в которых была особенно велика, но которые отсутствовали в первой версии альбома, второй бьш существенно дополнен1. Тогда же, в 1844 году, отлитографированные чертежи были разосланы по епархиям.
Второй альбом Тона особенно богат новшествами. Кроме помещенных и в первом альбоме чертежей каменных храмов в него впервые включены проекты деревянных церквей. Все они принадлежат к типу восьмерик на четверике. Каменные храмы этого типа продолжали возводиться в Москве до второй половины XVIII века, а в провинции деревянные и каменные храмы восьмерик на четверике, связанные прямой традицией с древнерусским зодчеством, сооружались вплоть до середины XIX века, т. е. до повсеместного распространения проектов Тона. Впервые в России зодчий, прошедший европейскую школу архитектурного мастерства, обратился к опыту народной деревянной церковной архитектуры.
Факт знаменательный, принципиальный, совпавший по времени с аналогичными работами Тона в области гражданской архитектуры. В начале 1840-х годов он руководил работой по созданию альбомов образцовых проектов для крестьянских селений. Подобно чертежам церковных зданий они составлялись на основании предварительно собранных образцов народного крестьянского зодчества (об этом будет рассказано в следующей книге тома). Сопоставление сделанного свидетельствует, что понимание природы народного деревянного культового зодчества давалось архитекторам, получившим академическое образование, труднее всего. На всех образцовых проектах деревянных церквей лежит печать каменного зодчества. Вариации типов и размеров храмов достигаются путем изменения формы завершений (шатрового, восьмискатного, четырехскатного со сломом) и увеличения основных размеров церкви с помощью дополнительных объемов (обходной галереи, притвора с колокольней, трапезной с шатровой колокольней).
В группе относительно небольших бесстолпных каменных церквей также появились новые разновидности — наряду с одноглавыми во втором альбоме представлены пятиглавые с пятью глухими главами или одной центральной световой главой. Пятикупольные, самые многочисленные в первом издании альбома проекты храмов, также не остались не затронутыми нововведениями. Их два, оба очень существенные, а главное — нашедшие широкий отклик в реальном строительстве. Первое — дополнение основного кубовидного объема пятикупольных храмов притвором и колокольней (проект церкви для города Перемышля Августовской губернии царства Польского), трапезной и колокольней (собор для Ельца). Второе новшество — изобретение новой версии пятикупольного соборного храма, редко встречавшейся в древнерусском зодчестве. Известны только два сооружения подобного рода, так и оставшиеся уникальными, — в Москве собор Покрова на рву, более известный как собор Василия Блаженного, и собор в Старице. В интерпретации Тона многошатровый храм предстает как храм с пятью шатрами (центральным — более высоким — световым) в одной версии и как храм с центральным шатром и четырьмя шатровыми колокольнями по сторонам — в другой. Во втором альбоме представлены два подобных проекта — церковь Благовещения в Конном полку в Петербурге на Благовещенской площади (ныне площадь Труда) и ее более скромная, предложенная в качестве образцовой разновидность.
Обе церкви кубовидные, квадратные в плане. По проекту Тона, предложившего и третью разновидность пятишатрового храма — с глухими боковыми шатрами, трапезной и шатровой же колокольней, — в Петербурге была сооружена церковь Святого Миро — ния в Егерском полку на набережной Обводного канала. По образцу тоже пятикупольной, но несколько более компактной церкви Екатерины у Калинкина моста в Петербурге возводится церковь Рождества Христова в селе Иванове (1858 год, арх. Н. К. Рейм Судя по многочисленным сохранившимся с дореволюционных времен фотографиям и открыткам, вариации на темы пятикупольных церквей, опубликованных в первом и втором альбомах Тона, получили чрезвычайно широкое, без преувеличения всероссийское распространение. В качестве доказательства достаточно назвать лишь некоторые пункты империи, где в центрах обширных площадей, доминируя над невысокой жилой застройкой, высились подобные храмы. Это город Вытегра в Вологодской губернии, Валуйки Харьковской, слобода Чижевка в Воронеже, города Вышний Волочек и Бологое Тверской губернии, Глазов в Вятской губернии, Пятигорск и Ессентуки в Терской области. Пятикупольные храмы, спроектированные по образцу помещенных в альбомах Тона, неоднократно воссоздаются в монастырях в ходе активно ведшейся в середине и второй половине XIX века перестройки и расширения монастырей ( Богородицкий монастырь в Задонске Воронежской губернии, Тихвинекий в городе Болхове Орловской губернии, в Боголюбове Владимирской и др.).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.