Семантика и градостроительный аспект государственной политики

Семантика и градостроительный аспект государственной политикиТеперь уже является аксиомой, что ни в XVIII, ни в XIX веке религиозная жизнь не замирает. Религиозность лишь приобретает иной, отличный от средневековой эпохи характер. Иными становятся и формы ее выражения в архитектуре. С екатерининских времен — с появления «Краткого христианского нравоучения» преосвященного Гавриила (Петрова) и «Православного катехизиса» митрополита Платона (Левшина) — началось разъяснение основ православия достаточно широкому кругу верующих. В XIX веке объем такого рода изданий многократно увеличился.

Стала превращаться в реальность программа массового обучения и просвещеиия народа. В 1865 году в России насчитывалось более 20 тысяч церковноприходских школ. По мнению крупнейшего дореволюционного историка русской православной церкви Е. Е. Голубинского, «период петербургский есть период водворения у нас настоящего просвещения, а вместе с ним, подразумевается, и более совершенного понимания христианства» 1 Одним из частных случаев распространения просвещения в религиозном понимании термина можно считать существенное увеличение объема церковного строительства. Этому всячески способствует государственная политика. Наряду с заботой об обеспечении епархий доступными для приходов разной величины и степени благосостояния образцовыми проектами правительство стимулирует строительство церквей, создавая сеть приходов, равномерно охватывающих своим влиянием все население страны. Организационная сторона дела в данном случае неотделима от архитектурно-художественной. Опубликованным законом 1800 года в России запрещалось строить новые деревянные церкви. Желание увеличить значение храма, противопоставляя его в основном деревянной, а в малых городах и селах — исключительно деревянной застройке, сливается с желанием обезопасить церкви от бичаде — ревянной России — опустошительных пожаров. Однако очень скоро обнаружилось несоответствие закона реалиям российской действительности и его неисполнимость.

Потребовались исключения, сначала для Сибири и «тех бедных имений внутренних губерний, которые были лишены удобства доставать материалы для каменных зданий и в которых при том существование церквей особенно нужно»2 А в 1835 году именным указом императора все ограничения на строительство деревянных церквей были отменены «так как постройка каменных гцерквей вообще требует значительных издержек, то многие прихожане, не имея средств заменить обветшавшие свои деревянные церкви новыми каменньши, если нет в близком расстоянии и с неудобными к ним дорогами, особенно весной при разлитии рек или осенью редко их посещают… По редкому же посещению храмов может ослабиться в народе и расположение к общественной молитве… и с тем вместе нельзя не опасаться, чтоб не возрастали расколы с их самочинным Богослужением… По сим основанш разрешение строительства деревянных церквей признается существенно полезным и по обстоятельствам времени нужным… везде, где прихожане не имеют средств к возведению новых каменных церквей или где церковное ведомство найдет сие более удобным…»3.

Добавить комментарий