Отлитографированные чертежи

Отлитографированные чертежиОтлитографированные чертежи, содержавшие проекты 15 объектов (20 листов), представляли планы и фасады 11 церквей, колокольни, двух иконостасов и часовни. За исключением проектов двух сравнительно небольших церквей вместимостью в 460 и 670 человек, в качестве образцов предлагались чертежи зданий либо построенных, либо принятых к строительству произведений Тона. В их число вошли храм Христа Спасителя в Москве, уже упоминавшаяся церковь Екатерины у Калинкина моста в Петербурге, церкви Введения во Храм для лейб-гвардии Семеновского полка там же, Петра и Павла в Петергофе и др. Опираясь на реальную практику отечественного храмостроительства, Тон в своих проектах отдает явное предпочтение пятикупольным храмам (6 из 11). Самые же проекты храмов выглядят своеобразным манифестом идущего на смену классицизму стиля. Впервые собранные вместе, созданные в разные годы проекты демонстрируют сознательный отказ от господствовавшей почти полтора века ориентации на классическое наследие и программное возвращение к выключенной из употребления в стилевой архитектуре на те же полтора столетия практике древнерусского церковного зодчества. Последнее в равной мере осмысляется как национальное и как православное; одно предполагает и выступает синонимом другого. Архитектор вводит в употребление луковичные главы, позакомарные покрытия, аркатурные пояса на барабанах, шейках глав и фасадах, придает закомарам, наличникам и порталам килевидные очертания и т. д. Но это в общем.

Существовал и более конкретный массив памятников, на которые в основном ориентировался Тон. Это по преимуществу раинемосковское зодчество, представленное одноглавыми храмами Подмосковья и соборами Московского кремля: Успенским, Архангельским и Благовещенским. Вместе с тем помещенные в альбоме чертежей проекты пятикупольных храмов свидетельствуют о сохранении связи с непосредственными предшественниками, работавшими в стиле ампир. Храмам Тона присуща кубовидиость объемов, все они квадратные в плане, 4-столпные, выдержаны в свойственных проектам альбома 1824 года пропорциональных отношениях (равная высота основной и венчающей частей) — черта, придающая столь характерную монументальность зданиям, возведенным как в одном, так и в другом стиле. Столь же очевидны новшества, внесенные Тоном в проекты скромных по размерам бесстолпных храмов. Тяготея к раннемосковской традиции, зодчий одновременно обращается и к более поздней и воссоздает трехчастную композицию с трапезной и колокольней, причем, что принципиально важно, с шатровой колокольней, вышедшей из употребления в архитектуре, следовавшей общеевропейским нормам, уже в начале XVIII века.

Добавить комментарий