Особенности искусства архитектуры

Особенности искусства архитектурыОсобенности искусства архитектуры делают ее объектом самого пристального внимания со стороны государства. По полноте выражения государственной идеи, активности регулирования хода ее развития, директивности руководства и жесткости контроля, равно как и по степени зависимости от государства с архитектурой не может соперничать ни один другой вид искусства. Архитектура превращается одновременно в орудие государственной политики и в доступный восприятию каждого всесословный символ нового государства, выражающий новую государственную концепцию. Новую архитектуру характеризует градостроительный подход и государственный характер. Но столь же представительно обозначается то и другое в использовании образцовых проектов. Благодаря их широкому применению в архитектурной практике уже вскоре после основания Петербург стал приобретать облик европейского города. Особенно широкое распространение строительство по образцовым проектам получило со времени царствования Екатерины 11 во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Регулярный план и образцовый проект превращаются в главное орудие осуществляемой государством политики в архитектурно-градостроительной области. Такое положение существовало только в области гражданской архитектуры. До конца царствования Александра 1, а именно до 1824 года, деятельность по созданию образцовых проектов и их использование в архитектурной практике ограничивается гражданским зодчеством.

До 1824 года культовое зодчество не знало ничего сколько-нибудь сопоставимого с регламентацией, царившей в гражданской архитектуре. Первый альбом образцовых проектов церквей появился в России более чем на век позднее, чем первые проекты образцовых домов — за год до смерти императора Александра 1. В царствование Николая 1 наряду с чрезвычайно активизировавшейся деятельностью по созданию образцовых проектов всех типов гражданских зданий впервые начинается столь же активная деятельность по созданию образцовых проектов церквей, не прекращавшаяся до начала ХХ века. Изменения, которые претерпевают облик и структура храмов на протяжении XVIII века, происходили постепенно, в основном с помощью «современных» элементов, выступавших знаком новых ценностных ориентиров. Но главное, процесс шел естественно, без приложения специальных усилий со стороны государства, отлично от того, что происходило в гражданском зодчестве. В XVIII-XIX веках сохранялись в неприкосновенности также и смыслы, связанные с представлением об историософском предназначении России и ее духовной миссии в мире, со всем тем, что получало отражение в священной топографии городов на пространстве всей страны. Сложившаяся в допетровской Руси система христианских ценностей оставалась неприкосновенной, как оставалась неприкосновенной и вся священная структура городского ансамбля.

Добавить комментарий