Общий вид города с православным собором и католическим костелом

Общий вид города с православным собором и католическим костеломВ 1866 году очередь дошла до строительства церквей в десяти Привисленских губерниях (территория современной Польши). Император назначил восьмилетний срок для осуществления программы, подобной реализованной в западных и северо-западных губерниях. Работы начались строительством церквей в сердце Польши — Варшаве и в ее предместьях — Праге и Лазенках; продолжились в губернских (Седли — це, Кельцы, Плоцк и Петроковцы) и уездных городах (Холм, Посады, Ченстохов, Сандомир и Кибарты). Документы не забывают зафиксировать красоту и монументальность новых церквей (церковь в Варшавской Праге «по изящности стиля и отделки легко соперничает с лучшими иноверческими храмами и служит действительным украшением Варшавы») и выразить надежду, что в соответствии с утвержденным государственным планом «И в Привисленском крае религиозные нужды русских людей будут вполне удовлетворены, и край покроется сетью величественных православных храмов» и одновременно сооружаемых каменных зданий для церковных причтов6. В последнюю очередь, в 1871 году, началась реализация программы строительства храмов в православных приходах трех Прибалтийских губерний — Лифляндской, Эстлянд — ской и Курляндской.

Создание равномерной, обеспечивающей нужды православного населения сети церквей на всем пространстве западных территорий России закончилось к 1873 году. После этих, в общем чрезвычайных мер по строительству храмов, домов для причта и училищ продолжалась уже обычная, родственная другим регионам России храмоздательская деятельность на основе принципов и проектов, созданных в середине XIX века. В частности, для строительства в 18901900 годах православных храмов в селах Подольской, Могилевской, Минской и Кутаисской губерний использовались чертежи из альбомов церквей, составленных в 1853 и 1855 годах в Синоде и Министерстве государственных иму — ществ и проекты сел для построения в Белорусских губерниях. Пик русификаторской деятельности в Западном крае пришелся, таким образом, на 1850-1870-е годы — последние годы царствования Николая 1 и на время царствования Александра 11. Александр 111 и Николай 11 только продолжали начатое их предшественниками. Ведшемуся в их царствования строительству присущ качественно иной характер естественно текущего процесса. Он в корне отличался от массированной кратковременной, рассчитанной на экстренные меры деятельности их предшественников, хотя инспирированные последними двумя императорами начинания были не менее русификаторскими и политически заостренными. За противостоянием православия и католичества стояла не только агрессивная политика российских самодержцев. За ним стоял вековой межконфессиональный конфликт, осложненный политическими, национальными и социальными противоречиями! Отношению господствующей нации к строительству православных храмов как к политической акции отвечало такое же восприятие этого строительства католиками.

Политический смысл придавался не только строительству православных храмов; такой же смысл приобрело позднее и их разрушение. Одним из первых программных градостроительных начинаний обретшей в 1918 году независимость Польши явился снос собора Александра Невского в Варшаве. Государственная шиша в области строительства ииомавиых и иноверческих храмов

Добавить комментарий