Необходимость выработки

Необходимость выработкиИнтересен комментарий к этой статье, автором которого был, скорее всего, известный зодчий, издатель журнала «Наше жилище», где лебедевский проект был опубликован, Г. В. Барановский. Он справедливо замечал, что «было бы рациональнее учредить на местах особые совещания из представителей местной власти, техников, врачей и других специалистов, которые, изучив условия местности, могли бы наметить общие основания к проектированию городских и иных поселений, а уже по этим данным, пожалуй, можно бы составить планы и здесь в Петербурге) Эти два мнения наглядно показываютдинамику изменения градостроительных представлений в самой профессиональной среде. Вектор их развития, безусловно, был направлен в сторону углубленного и всестороннего изучения существующей природной ситуации, всех возможных социально-экономических градостроительных факторов, и создания архитектурно-осмысленной планировочной композиции города. Необходимость выработки общего плана развития как новых, так и сложившихся городов, учитывающего все аспекты, включая художественные, — едва ли не главная идея русского градостроительства 1910-х годов. Первая попытка воплотить задуманное в практику была сделана в С.-Петербурге. По предложению Л. Н. Бенуа Собрание Академии художеств в 1908 году обратилось к Петербургскому Городскому Управлению с просьбой «предпринять… составление проекта оборудования города, в зависимости от насущных потребностей и роста его, и в полном соответствии между собою отдельных устройств при непременном основном условии сохранения художественно задуманных и исполненных частей, а главное — придерживаясь всей прелести характерностей нашей столицы»3 Такого рода задачи уже были под силу только высококлассным зодчим, которые постепенно вовлекались в процесс градостроительного проектирования.

Хотя предложение Л. Н. Бенуа и было поддержано МВД во главе с П. А. Столыпиным, Городская Дума тогда отмахнулась от него, сочтя несвоевременным. Однако пафос этой идеи, безусловно, повлиял на рождение известного проекта «Нового Петербурга», созданного в 1911 году двумя ведущими архитекторами столицы — Ф. И. Лидвалем и И. А. Фоминым4. Этот проект в каком-то смысле подвел черту под эпохой господства в российском градостроительстве безвестных техников и землемеров, внес в него категорию архитектурного мастерства и художественности. Эти новые градостроительные тенденции получили в 1910-х годах закрепление в теоретических трудах.

Видный теоретик градостроительства Г. Дубелир выделил три основных задачи проекта планировки городской территории: 1) удовлетворение жилищных потребностей жителей; 2) удобное и скорое сообщение городского центра с его окраинами; 3) ху — дожественны1е требования5. Другой профессиональный градостроитель, В. Н. Семенов, пожалуй, наиболее четко изложил складывавшуюся в тот период последовательность в организации градостроительного проектирования: «Приступая к выработке плана новой части города или города совершенно нового, планировщик должен изучить все условия и рассмотреть вопрос со всех возможных сторон. От общественного деятеля он услышит историю развития города, распределение населения, его густоту, его потребности; экономист укажет те отрасли промышленности, которые имеют шансы на будущее развитие; землемер покажет рельеф местности, и инженер свои специальные требования. Все это впитать и переработать должен планировщик, объединить стройной системой, вдохнуть душу живую, сделать весь город одним организмом цельным и гармоничным. И если искусство значит хорошо сделать то, что надо сделать, хорошо планированный город будет истинным произведением искусства» ‘• Продвинутость вопросов организации проектирования и строительства городов в архитектурной теории постепенно изменяла и градостроительную практику.

Тщательно выполненные ситуационные планы местности в качестве проектной подосновы, обязательной для предоставления проектных планов городов на утверждение в органы власти, теперь дополнялись целым комплексом разнообразных предпроект — ных исследований, попытками осмысления не только существующего положения, но и его ретроспективы. «Изучение старых планов в их хронологическом порядке должно указать тенденцию города. Поэтому для планировщика особенно полезно изучить старые карты. Сравнивая их, он сразу увидит, как город развивался в прошлом, и поймет направление, в каком он будет развиваться в будущем»2 Постепенное внедрение в русскую градостроительную практику историко-градостроительного анализа — прямое следствие предшествующего этапа статистических исследований городов. Как известно, участвовавший в создании программы историко-статистического описания Москвы в 1870-1880-х годах И. Е. Забелин собрал около 4000 карт города и пытался создать полный их перечень. Теперь же сами архитекторы-градостроители приходили к выводу о невозможности создать полноценный проектный план города без ясного представления об этапах его исторического развития.

Добавить комментарий