Москва Яузская
Москва Яузская возникла во время царствования первых представителей династии Романовых. В этом смысле Петр продолжает традицию. Но он же ее пересматривает и интерпретирует иначе, выражая новое не только с помощью архитектуры гражданских зданий в создаваемом его усилиями новом центре Москвы, но архитектурой и посвящением храмов, расположенных вдоль «царской дороги» на Яузе. Дорогу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича из Кремля в Москву Яузскую в соответствии с представлениями о Москве как Доме Богородицы и о Руси как государстве, находящемся под особым покровительством Богоматери, осеняет благодать Покровских храмов Новую трассу царской дороги из Кремля на Яузу (с этой целью прокладываются новые улицы, в их числе Новая Басманная) освящают храмы, возведенные во имя ангелов — хранителей Петра, — Петропавловские. Идея превратить столицу России в апостольский град — в город святого Петра — и в город императора Петра зародилась в Москве. Но в полной мере она была реализована в новой столице, многозначительно названной Санкт-Петербургом. С превращением Петербурга в новую столицу России туда переносится и символика, связанная с представлением о Москве как вселенской столице христианского мира. Особенности посвящения храмов, служивших в царствование Петра 1 выражению государственной идеи и прославлению государя, получили продолжение в последующие царствования. Символика посвящений храмов менялась в зависимости от общей политики каждого царствования. Она связывалась преимущественно с христианскими ценностями в царствование Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Николая 1 , выражала идеи греческого проекта Екатерины 11, теократические замыслы Павла 1, христианский универсализм миропонимания времени Александра 1. При этом неизменным оставалось одно: храмам, выражающим государственную концепцию царствования, неизменно сопутствует строительство храмов, соименных ангелу-хранителю государя или государыни и во имя ангелов-хранителей особо почитаемых предшественников на троне.
Царствование Елизаветы Петровны отмечено обилием храмов, сооруженных в память о ее великом отце — Петропавловских. Кроме того, Елизавета Петровна дополнила введенный в практику ее отцом обычай еще одним: сооружением храмов в память восшествия на престол и других событий из жизни императора и его семьи, которым придается государственное значение и которые увековечиваются в посвящении храмов. Они сооружались в память о святых или событиях священной истории, совпадавших с днем храмового праздника. Подобная практика была продолжена Екатериной 11 и дожила до революции. По инициативе Николая в Петербурге получило распространение еще одно новшество в области храмостроения. В столице неподалеку от казарм, где квартировали полки, вместо существовавших до того времени при них походных храмов возводятся капитальные полковые храмы-памятники. В Петербурге сооружается серия полковых храмов-памятников, превративших северную военную столицу России не только фактически, но и как явление архитектурно-градостроительного искусства в столицу христолюбивого воинства. Полковые храмы, возводившиеся в Петербурге в середине XIX века по распоряжению Николая 1, призваны были увековечить в числе прочих событий успешное завершение очередной русско-турецкой кампании, закончившейся для России в 1829 году победоносным Адрианопольским миром; отчасти их сооружение можно связывать с вынашивавшимся императором планом нового наступления на Турцию.
Он не только не забывал об успехах, достигнутых в ходе реализации «греческого проекта» своей бабкой Екатериной 11, но и стремился приумножить их, хотя известно, как плачевно закончились его позднейшие усилия, приведшие к Крымской войне 1853-1855 годов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.