Многонациональное государство

Многонациональное государствоМногонациональное государство, каким была Российская империя, изначально таило в себе зародыши конфликтов. В системе способов их предотвращения важное место отводилось храмостроительству. Московское княжество, объединив вокруг себя русские земли в централизованное государство, со второй половины XVI века постепенно, но непрерывно расширяя свои границы и выходя за рамки населенного русскими геополитического пространства, неуклонно превращалось в многонациональное, а следовательно, и многоконфессиональное государство. В XIX веке, когда окончательно определились границы страны, эта особенность Российской империи — многонациональное и многоконфессиональное государство — стала более чем очевидной. В конце XIX столетия границы ее простирались от Царства Польского до Чукотки и от Великого княжества Финляндского до Кавказа и Туркестана.

Облик храмов разных народов, принадлежавших разным конфессиям, существенно различался по силуэту, композиции и формам и во многом придавал неповторимость архитектурному ландшафту страны. В зависимости от этио — конфессионального состава населения он существенно менялся от места к месту. Панорамы городов в западных губерниях с господствовавшими в их силуэте храмами не походили на Поволжье, а среднерусские или северные — на исторические города Средней Азии и юга России. Государственной власти приходилось балансировать между двумя крайностями: покровительством коренной нации и государственной религии — православию — и защитой и покровительством инородцам, людям с отличной от русской культурой, в концентрированном виде представленной их верой. Инородцы фатально превращались в иноверцев. В Российской империи это понятия — синонимы.

В общем государственная политика в области инославно — го (отличных от православия разновидностей христианства — католичества и протестантизма) и иноверческого (мусульманство, буддизм, ламаизм) храмостроительства в общих закономерностях совпадала с политикой, проводившейся по отношению к православному храмоздательству. Наряду с неуклонно увеличивавшимся на протяжении XIX века размахом строительства православных храмов и монастырей ширилось и строительство инославных и иноверческих храмов. Указ Екатерины 11 от 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий»1 в законодательном порядке закрепил многоконфессиональный характер Российской империи, а главное, запретил вмешательство православного духовенства в дела других конфессий, предоставив решение их светской власти. Обилие конфессий и своеобразие каждой не могли не наложить отпечаток на разнохарактерность во взаимоотношениях конфессий и, следовательно, на разнообразие практики строительства культовых сооружений в различных регионах России.

Для территорий с преобладающим нерусским и неправославным населением

Для территорий с преобладающим нерусским и неправославным населением в каждом отдельном случае разрабатывалась своя политика межконфессиональных отношений, предопределявшая своеобразие практики храмового строительства. К числу их относились западные окраины России, в том числе Царство Польское и княжество Финляндское, обладавшие автономией (население первого более чем на 75% состояло из католиков, во втором 98% составляли протестанты). Самостоятельного подхода в области храмового строительства требовали от правительства Средняя Азия ( 89% населения ее составляли мусульмане) и Кавказ, где 41% населения исповедовали ислам, а 12,5% жителей принадлежали к армяно-григорианской церкви). Католицизм, господствовавший на западных окраинах Российской империи, получил распространение и на ее остальной территории, особенно в местах, где власть, стремясь к быстрейшему заселению пустовавших окраинных земель, создавала благоприятные условия для переселенцев из Европы (в основном из Германии) — католиков и протестантов. Результатом активно проводившейся начиная с 1760-х годов переселенческой политики явилось появление в ряде регионов, особенно в Поволжье, территорий, довольно плотно заселенных немцами.

Добавить комментарий