Католическая церковь
Католическая церковь создала в России четкую структурную организацию; к началу ХХ века в стране существовало 12 католических епархий. После длительного периода конфликтов между официальными властями и католичеством, вызванных «польским вопросом», в 1870-е годы, т. е. в период, когда в основном завершилась активно проводившаяся политика возрождения православия в Западном крае, были восстановлены и отношения с папским престолом. Это послужило новым толчком к активному строительству католических храмов, в том числе во вновь образованных католических епархиях в Поволжье и на юге России. Крупные костелы были возведены в западных губерниях, на Украине, Урале, в Поволжье и Сибири. В городах, где католические приходы были малочисленными (Кострома, Брянск), создавались скромные молитвенные дома. На вторую половину XIX — начало ХХ века приходится также активное строительство протестантских храмов. Наряду с Финляндией и Прибалтикой большое число новых кирх возникло в Поволжье, где к началу ХХ века насчитывалось более миллиона немецких колонистов. Центрами протестантизма были Самара и Саратов; свидетельство тому — сооружение в 1860-1870-е годы крупнейших в Центральной России лютеранских храмов в этих городах2. В России, как и во всем мире (об этом уже говорилось в связи с образцовыми проектами КА. Тона) в XIX веке установилась жесткая закономерность в выборе стиля храмов для двух основных конфессий западного христианства (католические костелы проектировались в готическом, протестантские кирхи — в романском стиле). К иным источникам прибегали зодчие, проектируя здания синагог.
Строго говоря, синагоги были не храмами, а молитвенными домами, местом проведения религиозных собраний верующих, поэтому для них долгое время не существовало строго установленных архитектурно-строительных канонов. Свою неблагоприятную роль сыграла и судьба нации — еврейское рассеяние. Положение начало меняться в XIX столетии, в эпоху пробуждения народностей и роста национального сознания. Ставшая одним из самых ярких явлений века общая для всего развивавшегося в рамках европейской культуры мирового пространства работа по созданию образцов и стилистических ориентиров для храмов разных конфессий распространилась и на иудаизм. Поиски образцов и образа синагог как формы выражения конфессиональной принадлежности приобрели особенную важность в ходе массового строительства синагог в России со второй половины XIX века. Оно развернулось сразу же вслед за изданием указов Александра 11, облегчавших положение евреев (расширение пространства их проживания, разрешение евреям владеть недвижимым имуществом, заниматься крупной торговлей и промышленной деятельностью, получать высшее образование и занимать высокие должности на государственной службе). К 70-м годам XIX века относятся первые осознанные попытки найти стилистический эквивалент внешнего облика молитвенного дома евреев. Чаще всего синагоги в знак восточного происхождения иудаизма сооружались в мавританском стиле. На вторую половину XIX — начало ХХ века пришлось строительство монументальных зданий синагог, украсивших не только столицу России Петербург, но многие губернские города ( Смоленск, Самару, Киев и др.).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.