Государственная политика в области культового зодчества

Госиарствешая политика в области культового зодчестваПетр 1 сделал все, чтобы рождение новой России связалось в общем сознании с наступлением нового века — нового XVIII столетия. Царь спешил; 1700 год был принят не за последний год уходящего XVII столетия, а за первый год близившегося XVIII. В 1699 году было объявлено об отмене принятого на Руси летосчисления от сотворения мира и о переходе с 1700 года на принятое в Европе летосчисление от Рождества Христова. Изменена была на европейский манер и календарная дата, знаменующая приход нового года. По указанию Петра новый год предписано было начинать по примеру всей Европы 1-го января, а не 1-го сентября, как это практиковалось ранее.

Петром был разработан также обязательный для Москвы ритуал празднования Нового года как нового светского праздника с фейерверками, иллюминацией, пушечной и ружейной пальбой, с основанной на западной иконологии символикой. Пышное, занявшее несколько дней празднование в Москве нового 1700 года по европейскому календарю превратилось в своего рода символ наступления новой эры в истории России. Но за несколько лет до этого, в 1696 году, Петр ввел в практику еще один вид светских праздников — торжественные шествия по поводу важных событий государственной жизни. Первый торжественный вход («вшествие») в Москву состоялся по случаю взятия русскими войсками Азова.

Екатерине 1 принадлежала инициатива создания еще одной разновидности светских праздников, сопровождавшихся торжественными шествиями, — коронаций. Самые разные события в жизни государей — бракосочетания, рождение августейших детей впервые превратились в общегосударственный праздник опять-таки при Петре, когда в Москве было торжественно отпраздновано с шествиями и строительством триумфальных арок — нового для России типа зданий, специально предназначенного для прославления государя — бракосочетание Петра 1 и Екатерины. Чрезвычайно распространенные в царствование Петра 1 пышные празднования побед над шведами в Северной войне с парадными шествиями войск, строительством триумфальных арок, приветствиями императора при прохождении через них возрождали в новых условиях возникший в императорском Риме ритуал триумфа императора, обязательной частью которого было прохождение через увековечивавшие его победы и события триумфальные арки. Были в России и другие предшественники подобного праздника, хотя и в области церковной жизни — крестные ходы. Торжественное шествие победителя с победоносным войском через всю столицу — сначала Москву, а затем, после переезда двора в Петербург, через обе столицы, древнюю и новую, — превращалось в своего рода секуляризованный крестный ход, поскольку оно связывалось с важнейшими ценностями времени, представляя способ возвеличения и увековечения того, что еще совсем недавно самостоятельному возвеличению и увековечению не подлежало. Петр всеми силами стремился сделать зримым и внедрить в сознание жителей Москвы, что новый век действительно превращается в начало новой жизни и новой истории России. Такими доступными всеобщему обозрению и пониманию символами стали одежда и архитектура. Через три дня после начала празднования по новому летосчислению нового года нового столетия, а именно 4-го января 1700 года вышел указ, запрещавший дворянам ношение русского платья.

Им же предписывалась обязательность ношения платья «на манер венгерского». Позднее указы об обязательности облачаться в одежды «венгерского, французского, саксонского образцов» издавались неоднократно. Одновременно в 1700 и 1701 годах выходят указы о «Строении в Москве на погорелых местах достаточным людям каменных домов, а недостаточным мазанок». Первыми подпадали под действие государственной регламентации люди, которым в силу сложившихся обстоятельств так или иначе неизбежно приходилось вести строительные работы, — погорельцы. Этими указами лицам «недостаточным» предписывалось строить здания в соответствии с утвержденными государством образцами.

Указы об обязательности ношения платьев определенного образца людьми благородного сословия сходны своим регламентирующим характером указам о строительстве зданий по определенным образцам. Одинаковым был и способ обнародования образцов. Указ об обязательности ношения венгерского платья достаточным людям был вывешен на воротах Кремлевских башен. Тут же были выставлены манекены в «образцовых» одеждах. Таким же образом внедрялись вначале европейские образцы и в строительство жилых домов. Первые образцовые проекты тиражируются не в виде чертежей, как это стали делать немного позже, уже в начале XVIII века в Петербурге, а в виде выстроенных в натуральную величину образцовых построек. Первые образцовые мазанки, представлявшие собой дома для «недостаточных» жителей, деревянные, но имевшие вид каменных и построенные на европейский манер, демонстрировались в новом центре петровской Москвы — на Яузе в селах Преображенском, Семеновском, Покровском, в Немецкой слободе.

За этими указами последовали другие, направленные на переструктурирование Москвы и превращение ее в каменный регулярный город европейского типа. Свою роль сыграла и семантика имени царя. Петр по-латыни камень. Европейский каменный облик здания приобретает знаковый характер и превращается в обозначение новых ценностей.

Согласно исследованиям А. А. Мусатова, указы 1704-1705 годов зафиксировали появление в России представления об идеальном городе как о целостном, основанном на принципах регулярности организме. Новое представление о необходимости придания самостоятельной выразительности земному дольнему пространству с правильно проложеины — ми улицами, просторными геометрической формы площадями и расположением домов по красной линии улицы не отменило, а лишь дополнило традиционное для средневековой Руси умозрительно-символическое, основанное на христианской символике представление о городе. В соответствии с нормами регулярного градостроительства указами 1704-1705 годов предписывается «против строений других европейских Государств строить по улицам и переулкам дома в линией. Так обозначилась генеральная линия развития новой архитектуры в России.

Она создавалась под давлением сверху в приказном директивном порядке в результате последовательно осуществляемой государственной политики.

Добавить комментарий